г. Кемерово, бульвар Пионерский, д. 12
+7-991-438-34-46 +7 (3842) 77-18-44
not-Zhuravlyov@mail.ru

Отсутствует концепция: эксперты обсудили законопроект о наследстве в Общественной палате

Аргументированная критика по ключевым вопросам законопроекта №801269-6 «О внесении изменений… в части совершенствования наследственного права», внесенного депутатом ГД РФ Крашенинниковым в Государственную Думу, преобладала в ходе так называемых «нулевых чтений» в Общественной палате. Представители юридического сообщества и научных институтов практически единодушно указали и на концептуальные недостатки проекта в целом, и на множество проблем, которые возникают при рассмотрении отдельных положений законопроекта.

Задача общественных слушаний в таком формате — обсудить на экспертном уровне законопроект, вызвавший множество споров и дискуссий. Как было сказано в пояснительной записке к этому мероприятию, организованному Комиссией Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, «законопроектом предполагается расширить возможности наследодателя, упростить процедуру принятия наследства и повысить эффективность мер по охране наследства в период до определения круга наследников и принятия ими наследства».

Открывая слушания, модератор «нулевых чтений», председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева предоставила слово автору законопроекта, Павлу Крашенинникову, который хотел обратить внимание участников обсуждения на необходимость развития законодательства в сфере предоставления гражданам больших свобод в распоряжении наследством. В свою очередь, Лидия Михеева поддержала депутата, акцентируя внимание на стоимости нотариальных услуг и вопросах финансирования нотариальной деятельности.

Но в процессе обсуждения выяснилось, что оптимизм авторов законопроекта отнюдь не поддерживается экспертами. Видные деятели юридического сообщества подвергли его жесткой критике.

Заместитель председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, профессор Евгений Суханов указал на то, что предлагаемая Крашенинниковым реформа наследственного права стала неожиданностью для юристов, которые долгие годы кропотливо работают над реформой гражданского права, и не увязана с существующими процессами в этой сфере. Концепции как таковой, по мнению авторитетного юриста, нет, все делается впопыхах, и чем вызвана такая поспешность — непонятно. Действительно, отдельные моменты, как, например, совместное завещание, были бы полезны, но и они не проработаны должным образом. Поэтому необходимо сейчас начинать не с обсуждения текста законопроекта, а с самой его концепции.

Заведующая кафедрой гражданского права СПбГУ, директор Института Нотариата СПбГУ Наталия Рассказова отметила, что есть несколько позитивных моментов, как то — совместное завещание, наследственный договор, доверительное управление. Но с точки зрения юридической техники налицо множество грубейших нарушений. Подобные ошибки могут дорого обойтись гражданам. Но главное, по мнению Наталии Рассказовой — это отсутствие концепции. Есть идея — ввести в оборот совместные завещания и наследственные договорам. И если в основе этих норм четкой концепции нет — будет огромная нагрузка на суды, будут большие проблемы и потери для граждан, если нотариус перестанет выдавать свидетельство о праве на наследство и определять состав имущества. Свидетельство о праве на наследство в его нынешнем виде выполняет важные функции — помощь гражданам в реализации прав и средство упорядочить правоотношения, в первую очередь в отношении имущества, подлежащего регистрации. Как отметила Наталия Юрьевна, «в нашем беспорядке с недвижимостью часто невозможно определить, кому что принадлежит, возникает много споров, и только документ, подготовленный квалифицированным специалистом и обладающий повышенной доказательственной силой, может помочь решит эти проблемы, его нельзя устранять! Внятных аргументов против него мы не услышали, а аргумент разработчиков закона про дополнительные удобства для граждан, которым не придется никуда бегать, решается иначе — надо передать нотариусу возможность работы по принципу единого окна».

Советник министра юстиции РФ Мария Мельникова сразу уточнила, что Минюст не поддерживает этот законопроект, так как имеется много замечаний, и сначала необходимо обсудить его на уровне концепции. Основное концептуальное несогласие, по мнению советника министра, заключается в предложении сломать существующую систему в части выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство. Как сказала Мария Аркадьевна, «надо не забывать о механизме, который обеспечивает надлежащую юридическую помощь гражданам. В этом суть работы нотариуса, реализующего, в том числе, основное конституционное право граждан на юридическую помощь». Во вред гражданам принимать такие законы нельзя. Неважно, есть бизнес, нет бизнеса — это затрагивает все слои населения. Поэтому концепция изменения подхода к наследованию должна обсуждаться не в качестве поправок ко 2 чтению, как на этом настаивает Павел Крашенинников, а все-таки именно в качестве концепции.

Тем более что даже в рассматриваемом сейчас в Госдуме законопроекте о государственной регистрации недвижимости серьезное внимание уделяется вопросам достоверности данных государственного реестра, и именно свидетельство о праве на наследство, от которого предлагается отказаться, является одним из важных элементов обеспечения этой самой достоверности. И следование тезису о снижении затрат граждан на ведение наследственных дел нотариусом, по мнению Марии Мельниковой, может привести к тому, что гражданам придется втридорога платить за самостоятельный розыск имущества, платить втридорога в судах, общаться самим с кредиторами, да и для самих кредиторов и банков это создаст множество сложностей. Все выстроенные и работающие механизмы нарушаются.

Член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по законодательной и методической работе Александра Игнатенко предложила подумать о том, что мы можем получить на практике. Заявленные цели останутся фикцией. По мнению ФНП, в итоге законопроект приведет к увеличению расходов и граждан, и бюджета, создаст повышенную нагрузку на суды.