г. Кемерово, бульвар Пионерский, д. 12
+7-991-438-34-46 +7 (3842) 77-18-44
not-Zhuravlyov@mail.ru

Обращение к нотариусу станет еще более удобным: утвержден Регламент совершения нотариальных действий

Минюст и Федеральная нотариальная палата утвердили новый документ, который станет одним из основных нормативно-правовых актов, определяющих порядок совершения нотариальных действий. Соответствующий приказ был подписан министром юстиции РФ 30 августа, а в силу документ, ранее также утвержденный Правлением ФНП, вступит с 1 января 2018 года. Значимость появления этого документа трудно переоценить, как для самого нотариата, так и для граждан.

В ближайшее время россияне смогут оценить серьезные нововведения в процедуре получения нотариальных услуг. Правила, по которым действует нотариус, станут еще более регламентированы, а граждане также смогут иметь четкое представление о том, как совершается нотариальное действие, и что может потребовать от них нотариус. С нового года в силу вступит свод правил, устанавливающий строгий перечень информации, которую должен запросить нотариус в рамках того или иного нотариального действия, и методы ее фиксации. 

Регламент, наряду с Основами законодательства РФ о нотариате и другими нормативно-правовыми актами, уточняет ряд моментов в порядке совершения нотариальных действий. В частности, он стал первым документом, определившим перечень информации, которую нотариус должен запросить у заявителя, в зависимости от типа нотариального действия и лица, выступающего в роли заявителя, а также способ фиксирования такой информации. 

Новый нормативный акт разработан, прежде всего, в интересах граждан, отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. 

Например, как поясняет начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин, потребовать с клиента по своему усмотрению какие-то сведения, не прописанные в Регламенте, нотариус будет не вправе. В то же время этот документ должен значительно облегчить и саму работу нотариуса. Например, Регламент вносит ясность в перечень документов, позволяющих установить личность. В первую очередь, это паспорт гражданина РФ. Если паспорт по каким-то причинам отсутствует, нотариус примет временное удостоверение личности. Также подтвердить личность для получения нотариальной услуги можно с помощью военного билета, дипломатического паспорта, удостоверения беженца и других юридически значимых документов. 

Обращаясь к нотариусу, например, для удостоверения сделки купли-продажи недвижимости, гражданин будет знать, какие еще документы он должен взять с собой, помимо документа, удостоверяющего личность и подтверждающего его возраст, в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится гражданин. В частности, если гражданин состоит в браке, потребуется согласие супруга на совершение сделки в отношении недвижимости, приобретенной в период брака, и т.п. При этом всю информацию о самом объекте недвижимости, его характеристиках, собственнике, наличии обременения нотариус запрашивает самостоятельно в Едином государственном реестре недвижимости. Исключением являются случаи, когда права на объект недвижимости возникли до создания единого реестра (январь 1998 года). Тогда, собираясь к нотариусу, необходимо будет взять с собой документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект сделки. 

Напомним, что значительный объем информации нотариус получает путем запроса через Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными. Сегодня нотариусы оперативно взаимодействуют с Росреестром, МВД, ФНС, кредитными организациями и рядом других структур. Таким образом, клиентам нотариальных контор не приходится обращаться в различные инстанции и собирать множество справок и подтверждений. Граждане сразу идут к нотариусу, который работает по принципу «одного окна». Перечень информации, запрашиваемой посредством ЕИС нотариата в том или ином случае, также прописан в Регламенте совершения нотариальных действий.

Важно, что Регламент устанавливает сразу пять различных способов внесения и сохранения сведений нотариусом. Нотариус вправе выбрать один или несколько вариантов фиксирования информации. 

В этой связи следует отметить, что в соответствии с законом с 1 января 2018 года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие электронные реестры ЕИС. Как неоднократно отмечал президент ФНП Константин Корсик, это не только еще один шаг в сторону удобства и оперативности получения нотариальных услуг, но и надежная защита от подделки нотариальных актов, гарантия достоверности всех сведений, которые в них содержатся. Введение Регламента, по мнению главы отечественного нотариата, также способствует снижению рисков оспаривания нотариальных действий. Гражданин, выбирая нотариальную форму, получает надежное доказательство его добросовестности и законности совершенного им юридически значимого действия. 

Как поясняет член Правления ФНП Александра Игнатенко, появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов. Если появляются сомнения в подлинности бумаг, нотариус вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы. А вот при необоснованном требовании представить сведения, не прописанные в Регламенте, нотариусу грозит дисциплинарное взыскание. 

Напомним, что создание Регламента совершения нотариальных действий предусмотрено Федеральным законом № 360-ФЗ. Работа над документом началась еще в сентябре 2016 года. Результатом многократных обсуждений и доработок содержания Регламента представителями Минюста и Федеральной нотариальной палаты стал взвешенный и детально продуманный нормативный акт. 

Сегодня, когда круг полномочий нотариусов планомерно расширяется, чтобы надежно защитить права граждан и предпринимателей, осваивать новые компетенции нотариату необходимо быстро и эффективно, при этом на нотариусах лежит высокая степень ответственности за свою деятельность, включая полную имущественную ответственность. В этих условиях Регламент выступает и четким ориентиром для самих нотариусов, и дополнительной защитой для интересов клиентов нотариальных контор.

Текст Регламента совершения нотариусами нотариальных действий находится здесь: https://notariat.ru/ru-ru/for-specialists/otkrytye-dokumenty/normativnye-dokumenty-fnp/

Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/obrashenie-k-notariusu-stanet-eshe-bolee-udobnym-utverzhden-reglament-soversheniya-notarialnyh-dejstvij

Нотариус Журавлёв Владимир Николаевич

Кемеровский нотариальный округ Кемеровская области

Лицензия на право нотариальной деятельности: выдана Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 09.11.2012 года, регистрационный номер КО №000044

Приказ «О наделении полномочиями нотариуса Журавлёва В.Н.» № 513 выданного Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области 17 октября 2011 года

Работает на платформе "Сайт-нотариуса.рф"