г. Кемерово, бульвар Пионерский, д. 12
+7-991-438-34-46 +7 (3842) 77-18-44
not-Zhuravlyov@mail.ru

Адвокатура и нотариат должны совершенствоваться для оказания квалифицированной юридической помощи

При этом, по мнению заместителя министра юстиции РФ Елены Борисенко, нотариусы имеют иную степень независимости от государства, чем адвокаты.

Развитие и совершенствование отечественной правовой системы требует детальной проработки вопросов развития ее отдельных направлений. Адвокаты и нотариусы, чья деятельность курируется Министерством юстиции, активно участвуют в процессах модернизации законодательства в своих сферах, однако именно государство определяет в итоге стратегические направления в развитии юридических корпораций, оказывающих гражданам квалифицированную правовую помощь. Эти задачи сейчас обсуждаются во многих высоких правительственных и парламентских кабинетах, и именно на эту тему рассуждает в интервью порталу Право.Ру заместитель министра юстиции РФ Елена Адольфовна Борисенко. 

Видение развития института адвокатуры, нуждающегося, по мнению замминистра, в «тонкой настройке», которую «нужно начинать с усиления роли Федеральной палаты адвокатов», несомненно, представляет профессиональный интерес и для самих адвокатов и для юридической общественности. Нас же, в первую очередь, интересует мнение высокопоставленного государственного чиновника о путях дальнейшего развития российского нотариата.

Аргументируя свою позицию, замминистра высказала мнение, что нотариусы «имеют иную степень независимости от государства, чем адвокаты».  Функции адвокатуры, по ее словам, предполагают «крайнюю степень независимости этого института для обеспечения состязательности процесса, защиты прав граждан, в том числе от государства». Тогда как нотариат  «выполняет задачу удостоверения юридически значимых действий от имени государства. В принципе, нотариальная деятельность – это квазигосударственная служба. Именно поэтому так отчетливо подчеркнута публично-правовая функция [этой корпорации] в системе латинского нотариата, с серьезной ролью государства в вопросах доступа в профессию, контроля, исключения из нее».

 

При этом г-жа Борисенко уверена, что «развитие нотариата, расширение его функций необходимо для развития и обеспечения безопасности гражданского оборота. Но при этом, представляя государство, нотариусы должны быть максимально ответственны, готовы к контролю не только корпоративному, но и со стороны государства».

 

Следует отметить, что этот концептуальный подход полностью поддерживает, со своей стороны, и Федеральная нотариальная палата, президент которой Константин Корсик не раз подчеркивал, что необходим целый комплекс мер по дальнейшему совершенствованию законодательства о нотариате, в том числе, и для решения задач обеспечения экономического роста в России. В число наиболее актуальных вопросов, помимо распространения нотариальной формы сделок в сфере недвижимости, входят задачи расширения компетенции нотариата в области корпоративных отношений, необходимость придания исполнительной силы нотариальному акту. При этом, как полагает глава ФНП, требуют законодательного решения вопросы совершенствования имущественной ответственности нотариусов, создание единой гарантийной кассы нотариата, определение статуса нотариальных архивов, вопросы совершения нотариальных действий главами сельских администраций, оказание нотариальных услуг социально незащищенным слоям населения, например, инвалидам, и ряд других комплексных задач.

Заместителем министра была также затронута важная тема сохранения квот на должности нотариуса. Так вот, по данным, которыми оперирует замминистра, количество работы у нотариуса сокращается. И на сегодняшний день, по статистике, более 50% нотариальных действий – это копии и доверенности. Причем нельзя не учитывать, что в рамках развития "Электронного правительства", "Электронной России" и "дорожных карт" по оптимизации всех административных процедур эта работа должна, в принципе, практически исчезнуть. При этом, подчеркивает Е. Борисенко,  «нам надо сохранить самофинансирование нотариата, да и требований к нотариусам мы предъявляем очень много, в том числе связанных с развитием электронного взаимодействия, системы единой информационной системы, которая требует серьезного обслуживания».

 

Статистику, приведенную выше, нельзя назвать позитивной. Но следует учесть, что эти цифры стали следствием многолетних процессов, в которых ряд важнейших функций нотариата изымались у него. В то же время, есть и обнадеживающие тенденции. Активная законотворческая работа в сфере нотариальной деятельности и в смежных областях, в которой участвует ФНП, проходит под флагом новых концептов. В них фигурирует не только появление новых функций нотариата (в т.ч. создание электронных реестров, сравнение бумажных и электронных документов), но и постепенное движение к повышению комфорта граждан при обращении к нотариусу, вкупе с более эффективной защитой прав сторон в области сделок, например ускоренное оформление документов собственников, электронное взаимодействие с государственными органами и кредитными организациями и т.д.

 

Как следует из слов г-жи Борисенко, в настоящее время нотариусы справляются с возложенными на них обязанностями. Не видят в Минюсте и серьезных проблем с доступностью нотариальных услуг. В то же время, прогнозирует замминистра, «если изменения законодательства, направленные на привлечение субъектов гражданского оборота к совершению сделок в нотариальной форме, дадут свои позитивные результаты, а развитие компетенций нотариата приведет к замене фактически технической работы нотариуса на смысловую, обеспечивающую безопасность и стабильность гражданского оборота, это неизбежно приведет к увеличению нотариального корпуса».

 

Общественность волнует и вопрос, будут ли расти нотариальные тарифы. Елена Борисенко честно признается, что не знает на него ответа, особенно если речь идет как о тарифе, так и об оплате за работу правового и технического характера. «Мы уже несколько лет пытаемся проработать систему сбалансированных тарифов, которая отвечала бы требованиям доступности нотариата и достаточности для обеспечения нотариальной деятельности на условиях самофинансирования, – объясняет заместитель министра юстиции. – Основная сложность – это вопрос единства регулирования и учет региональной специфики. Очевидно, что в крупных субъектах расходы нотариусов на организацию деятельности выше, но и работы больше. В то же время, если в ряде депрессивных регионов низкий тариф важен для обеспечения доступности нотариата, но тогда должна быть система дотирования нотариусов». 

 

Этим тезисам замминистра полностью соответствует позиция ФНП. Еще в апреле Константин Корсик подчеркивал, что «проблема соответствия нотариальных тарифов экономическим реалиям и необходимости обеспечения самофинансирования нотариата РФ требует своего разрешения, так как текущее урегулирование этого комплексного вопроса за счет тарифов на услуги правового и технического характера является временной мерой, не способствующей общественному признанию необходимости укрепления позиций нотариата в гражданско-правовом обороте». 

Более того, президент ФНП утверждал, что «тарифная политика в области нотариата – это один из наиболее комплексных и сложнейших вопросов, решение которого нельзя откладывать. Учитывая объективную необходимость обеспечения безубыточности нотариальной деятельности при обеспечении надлежащего оснащения нотариальных контор, надлежащего уровня безопасности и уровня обслуживания, а, с другой стороны, соответствия тарифов социальной политике государства и соблюдению баланса интересов всех участников гражданско-правового оборота, требуется провести комплексные исследования экономического, социального и правового характера с целью создания жизнеспособной модели тарифной политики».

 

Сегодня работа по разработке эффективного правового регулирования платы за нотариальные услуги продолжается, и г-жа Борисенко лишь выразила надежду, что она завершится введением справедливых тарифов, как для общества, так и для нотариусов.

 

В заключение на вопрос, сохранится ли в России государственный нотариат, прозвучал довольно ожидаемый ответ, что Министерство юстиции, не стимулируя развитие государственного нотариата, не будет «принудительно ликвидировать существующие государственные нотариальные конторы». Такой подход объясняется стремлением обеспечить доступность нотариальной помощи «в тех регионах, где частный нотариат не развивается из-за отсутствия возможностей самофинансирования».

 

Есть впрочем, вопросы, которые напрямую касаются как адвокатуры, так и нотариата. Например, уже довольно долго дискутируется идея временного приостановления статуса членов как адвокатских, так и нотариальных палат. 

Елена Адольфовна прокомментировала эту идею, заявив, что такой институт «может быть востребованным не только как мера в рамках дисциплинарного производства, но и в иных случаях». Что касается адвокатов, то это имеет смысл, когда прекращение статуса нецелесообразно, но ведение адвокатской деятельности по целому ряду ограничений не представляется возможным. «В случаях принудительного приостановления статуса важным представляется решение вопроса о том, кто сможет принять такое решение – орган адвокатуры или суд», – заметила г-жа Борисенко. Что же касается нотариусов, то, по ее словам, вопрос о введении института приостановления статуса обсуждается в рамках изменений законодательства о нотариате. Полномочия нотариусов могут приостанавливаться, если такое законодательное предложение будет принято заинтересованными органами и парламентом. 


Источник: https://22.notariat.ru/ru-ru/news/advokatura-i-notariat-dolzhny-sovershenstvovatsia-dlia-okazaniia-kvalifitsirovannoi-iuridicheskoi-pomoshchi

Нотариус Журавлёв Владимир Николаевич

Кемеровский нотариальный округ Кемеровская области

Лицензия на право нотариальной деятельности: выдана Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 09.11.2012 года, регистрационный номер КО №000044

Приказ «О наделении полномочиями нотариуса Журавлёва В.Н.» № 513 выданного Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Кемеровской области 17 октября 2011 года

Работает на платформе "Сайт-нотариуса.рф"